Священномученик Уар (Шмарин)
1880–1938

Священномученик Уар (Шмарин)

Священномученик Уар (Шмарин) – первый липецкий епископ. В 1920–1930-х годах священнослужитель в условиях гонений советской власти на религию способствовал сохранению церковной жизни в Липецке и прилегающих к нему районах, боролся с обновленчеством, защищал права верующих. Священномученик Уар (в миру Петр Алексеевич Шмарин) родился 11 октября 1880 года в селе Новоситовка Тамбовской губернии в бедной крестьянской семье Алексея и Марфы Шмариных. У них было тринадцать детей, но до взрослого возраста дожили только Петр и его сестра. Отец умер рано, и Марфе Филатьевне одной пришлось растить и воспитывать детей. Петр с шести лет помогал матери по хозяйству. Окончил местную церковно-приходскую школу, Тамбовскую гимназию, церковно-учительскую семинарию в с. Новоалександровка Козловского уезда (1902) Тамбовской губернии. Помощь в получении образования Петру Шмарину оказывал священник из Новоситовки, взяв в мальчика слово, что тот станет также священнослужителем. По окончании семинарии Петр Алексеевич стал работать учителем. Чтобы исполнить данное священнику слово и быть рукоположенным в священнический сан, надо было сначала жениться, и он посватался к девушке Клавдии. Ее семья была старинного рода, из донского казачества, и мать, Анна Ивановна Стрельникова, ни за что не хотела отдавать дочь за выходца из бедной крестьянской семьи. Все братья Анны Ивановны жили в то время в городе Лебедяни Тамбовской губернии и принадлежали к купцам третьей гильдии.

Петр Алексеевич оказался, однако, настойчивым женихом и свадьба состоялась. В браке у них родилось трое детей – две дочери, Мария и Клавдия, и сын Николай. С 1904 года будущий священномученик – диакон, служил в с. Колояр Саратовской губернии. В феврале 1910 года священноначалие предложило диакону Петру отправиться для служения или в Америку, или в Финляндию. Он выбрал служение в Америке, но этому решению воспротивились родственники жены, мотивируя свое нежелание отпускать Клавдию дальностью Америки, тем, что, расставшись, они могли уже никогда не увидеться. Отец Петр подчинился желанию родственников, сообщив священноначалию, что готов ехать служить в Финляндию.

Отец Петр был хорошо образованным человеком, ориентировался в религиозно-философских течениях, политике, общественной жизни. Он собрал большую библиотеку книг духовного и светского содержания, в том числе по медицине. На его проповедях всегда было многолюдно, крестьяне окрестных сел обращались к нему не только за духовной, но и за медицинской помощью.

Будучи сам выходцем из семьи бедных крестьян, он ощущал их особенно близкими, и крестьяне в свою очередь относились к нему как к народному пастырю. Приход находился неподалеку от Валаамского монастыря, и к отцу Петру часто приезжали монахи монастыря, которые останавливались у него в доме. Отец Петр был человеком открытым, общительным и с каждым мог найти общий язык. В его доме всегда кто-нибудь жил, и за стол никогда не садились одной только своей семьей, но всегда были гости.В то время когда священник служил в Манчинсаари, у него родилось еще трое сыновей. Затем отца Петра перевели в храм в селе Мустамяги неподалеку от Выборга.

После революции Финляндия отделилась от России, и отец Петр с семьей и все их родственники выехали в Петроград. Из вещей взяли только самое необходимое для детей. Отец Петр отвез жену с детьми в село Новоситовка к своей матери, а сам остался в Петрограде. В 1918 году дети священника и его жена заболели тифом. Болезнь развилась столь стремительно, что отец Петр добрался до Новоситовки, когда жену его уже похоронили. Детей разобрали на воспитание родственники, поближе к ним – село Тютчево неподалеку от Лебедяни – переехал и отец Петр.

В 1922–1923 годах он активно выступал против движения обновленчества в Русской православной церкви. Его несколько раз арестовывали, устраивали допросы. На одном из таких сотрудники ОГПУ предлагали ему снять сан. «У вас большая семья, вам будет очень трудно в новых условиях, – говорили они, – снимите сан. Вы человек высокообразованный, нам такие люди нужны. Мы строим сейчас новое государство, и нам нужны образованные люди. Мы вам дадим хорошую, престижную работу, квартиру, обеспечим вас всем, у вас не будет никаких забот. Единственной помехой, чтобы все это вы получили, является ваш сан. Снимите его – и вы все получите». На все эти уговоры и приводимые ими аргументы отец Петр всегда и неизменно отвечал: «Того, чего вы от меня добиваетесь, – этого вы никогда не добьетесь. Уж я такой человек: во что верую – тому никогда не изменю, так что напрасны все ваши усилия».

В 1926 году отец Петр по предварительном пострижении в монашество с именем Уар был рукоположен во епископа Липецкого (приходы Липецкого, Боринского, Задонского, Нижне-Студенецкого, Краснинского, Лебедянского и Трубетчинского районов).

Священномученик Уар (Шмарин)

Сначала он служил в городе Липецке в Христорождественском соборе, а после его закрытия в 1931 году – в Успенской церкви. Епископ Уар стал непоколебимым оплотом православия в Липецком крае и непримиримым борцом с обновленчеством. Архипастырская деятельность епископа, его верность православию, известность среди верующих все более беспокоили власти, и они стали искать повод избавиться от него. 8 июня 1935 года он был арестован за «антисоветскую агитацию с использованием религиозных предрассудков крестьянской массы» и приговорен к 8 годам тюремного заключения. Его обвинили в организации сопротивления верующих прихожан Христорождественого храма села Студенки снятию колоколов. После недолгого пребывания в тюрьме г. Мичуринска Тамбовской области епископ Уар был отправлен в Карагандинские лагеря. Из лагеря он писал письма родным. Писал, что живет, слава Богу, жаловаться не на что. И физический труд на пользу. Ему приходится дороги мостить. Что касается пищи, то это щи да каша, самая наша крестьянская пища.

В те же годы был арестован староста липецкого собора, который попал в тот же лагерь, что и владыка. Он писал родным: «Владыке приходится сейчас очень тяжело. Он больной и немощный, а его заставляют тяжело работать. Но вы его все знаете, он никогда не унывает, сам крепится и нас всех поддерживает». Врачами после проведения медицинского обследования у владыки были обнаружены миокардит и пляска святого Витта. Из-за тяжелых болезней епископа перевели на должность счетовода. Все это время владыка содержался в бараке, где в основном были осужденные по политическим статьям. Но в 1938 году его перевели на участок под названием Меркеле и поместили в барак, где были собраны одни уголовники. 23 сентября 1938 года они убили владыку. Епископ Уар (Шмарин) был погребен на кладбище Самарского отделения Карагандинского лагеря; ныне это село Самарка Мичуринского района Карагандинской области. 20 ноября 1991 реабилитирован Постановлением Президиума Верховного суда РСФСР. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских. Память священномученика Уара совершается 23 сентября.

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Священномученик Уар (Шмарин)

1. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. – Тверь: Булат, 2002. – Книга 6. – С. 167-183.
2. Собор святых Липецкой земли. Сборник житий Липецких и Елецких святых / сост: прот. Николай Стаднюк, А.А. Найденов, А.И. Чеснокова. – Липецк, 2013. 276 с.

Интернет-ресурсы

Житие священномученика Уара (Шмарина), епископа Липецкого (1938) // Липецкая митрополия.

Уар (Шмарин Петр Алексеевич) (1880–1938) // Государственный архив Липецкой области.

Священномученик Уар (Шмарин), Липецкий, епископ // Азбука веры.