Методические разработки

Методические разработки по применению интеллектуальных игр как эффективного инструмента обучения истории

Художественная Азбука
Игра "Художественная Азбука"
Запоминай
Игра "Запоминай"
Исторические Эхо: Время Открытий
Исторические Эхо: Время Открытий
Исторические картины
Исторические картины
Воинское обмундирование солдата времен Петра I
Воинское обмундирование солдата времен Петра I
Воинское обмундирование кирасира
Воинское обмундирование кирасира
Воинское обмундирование Рейтара
Воинское обмундирование Рейтара
Карточка 3
Воинское обмундирование гусара
Воинское обмундирование пехотинеца Первая мировая война
Воинское обмундирование пехотинеца Первая мировая война

Методические подходы в краеведении

Этнографический атлас
Этнографический атлас
История Липецкого края
История Липецкого края
Народные праздники. Гражданские объекты
Народные праздники. Гражданские объекты
Народные праздники. Гражданские объекты
Сказка о Добровской игрушке
Игра "Художественная Азбука"
Цель Игры:
Познавательное изучение искусства через угадывание произведений известных художников.
Участники:
Школьники различных возрастов под руководством учителя.
Материалы:
Приложение или веб-платформа с галереей картин.
Бланки карточек для записи ответов.
Правила Игры:
Ознакомление с Галереей: До начала игры ученикам предлагается ознакомиться с картинами в галерее приложения. Галарею можно найти по ссылке: Галерея
Показ Фрагментов: Во время игры ученикам демонстрируются фрагменты картин, выбранные случайным образом из галереи приложения.
Запись Ответов: Ученики записывают свои предположения о названии и авторе картины на бланки карточек.
Проверка Ответов: После того как все фрагменты были показаны, ученики проверяют свои ответы, сравнивая их с полными версиями картин в приложении.
Обсуждение: Учитель проводит обсуждение, акцентируя внимание на интересных аспектах каждой картины и ее авторе.
Оценка: Учитель может оценивать как точность ответов, так и уровень вовлеченности и интереса, проявленного учениками.
Игру "Художественная Азбука" можно найти по ссылке Интеллектуальные игры
Игра "Запоминай"
Игра на память с исторической тематикой сочетает в себе развлечение и обучение, помогая игрокам узнать больше об истории и развивать навыки памяти.
Правила Игры:
Цель Игры: Найти все пары совпадающих карт с изображениями российских царей, императоров и императриц.
Начало Игры:
На экране будет представлена сетка перевёрнутых карт. Каждая карта имеет изображение российского монарха, но изображения скрыты.
Ход Игры:
Игрок нажимает на карту, чтобы перевернуть её и увидеть изображение.
Затем игрок выбирает вторую карту, чтобы найти пару первой.
Если карты совпадают (одинаковые монархи на обеих картах), они остаются перевёрнутыми.
Если карты не совпадают, они переворачиваются обратно рубашкой вверх.
Запоминание:
Важно запоминать расположение и изображения карт, чтобы в последующих ходах быстрее находить пары.
Конец Игры:
Игра продолжается до тех пор, пока все пары карт не будут найдены.
Образовательный Аспект:
Каждая карта может сопровождаться краткой информацией о монархе, что делает игру не только развлекательной, но и образовательной.
Игру "Запоминай" можно найти по ссылке Интеллектуальные игры
Исторические Эхо: Время Открытий
Для вовлечения большего числа участников (игроков) проводить игры по основной дисциплине можно по спортивным правилам.
Все команды играют одновременно. В команде не должно быть более 6 человек. Игра проводится в несколько туров. В одно туре одинаковое количество вопросов. Традиционно в туре 12 вопросов. но может быть 10 или 15.
Полные правила игры "Исторические Эхо: Время Открытий" можно найти по ссылке
Полный список вопросов для игры "Исторические Эхо: Время Открытий" можно найти по ссылке

Изображение 1 Изображение 2 Изображение 1 Изображение 2 Изображение 2

Изображение 1 Изображение 2 Изображение 1 Изображение 2

Изображение 1 Изображение 2 Изображение 1 Изображение 2

Изображение 1 Изображение 2 Изображение 1 Изображение 2

Изображение 1 Изображение 2 Изображение 1 Изображение 2
Исторические картины

Образные наглядные средства обучения позволяют формировать у обучающихся образы-представления исторических явлений и событий. Причем образные наглядные средства отражают исторический конфликт в поведении субъектов истории и в то же время открывают в сознании учащихся образ-представление этого конфликта относительно исторических явлений разного уровня.

Общие правила методики работы с иллюстративным материалом (исторические картины, фотографии, плакаты, карикатуры, марки и др.) основаны на закономерностях восприятия и осмысливания наглядного материала, отнюдь не означают шаблонного, раз и навсегда определенного порядка и последовательности разбора картины.

Общая формула «от главного к деталям, от целого к частям и снова к целому» чрезвычайно гибкая, и, следуя ей, педагог каждый раз прилагает ее к конкретному воспитательному и познавательному содержанию иллюстративного материала.

Каково место наглядности в процессе исторического познания:
- можно использовать историческую картину в ходе рассказа как зрительную основу для своего повествования или описания;
- картина может быть привлечена после рассказа для закрепления изложенного материала;
- картина может стать для учащихся источником новых исторических знаний, приобретаемых в ходе ее рассмотрения под руководством педагога, или ресурсом для проведения эвристической беседы.

Именно последняя рекомендация имеет прямое отношение к использованию иллюстративного материала как основы или средства для учебного исследования, проектной деятельности.

Иллюстративный материал служит уникальной опорой для учащихся, например, для подготовки рассказа по событийной картине, описания по историческому пейзажу, характеристики по портрету. Сочетание с иллюстративным материалом делает рассказ более конкретным, более понятным и убедительным. Эту функцию наглядности – служить зрительной опорой при восприятии рассказа – нельзя отрывать от другой ее функции – служить источником знаний. В психологическом плане это не сумма двух различных восприятий – рассказа и картины, а целостное восприятие «рассказа по картине» в единстве слова и зрительного образа.

В старших классах этот специфический прием «рассказа по картине» становится все более редким исключением. Чаще всего картина привлекается здесь не в качестве зрительной опоры повествования, а помогает иллюстрировать, конкретизировать теоретический материал, служит объяснению сложных вопросов курса истории. Хотя для развития речи старшеклассников такой прием может быть весьма ценен. Особенно, если идет речь о формировании предпрофессиональных навыков у учащихся, обучающихся по учебным планам гуманитарного или социального профилей.

При любом способе использования иллюстративного материала одна из важнейших задач учителя состоит в том, чтобы сделать его источником активного извлечения знаний самими учащимися. Само использование, например, исторической картины, как и любого средства наглядности, разумеется активизирует восприятие и мышление учащихся даже в том случае, если рассказ по картине ведет учитель. Но рассказ по картине может стать средством запуска исключительной познавательной деятельности учащихся, во-первых, путем попутной постановки вопросов по картине в ходе рассказа; во-вторых, путем организации работы над выводами по картине; в-третьих, путем постановки проблемно-познавательных задач перед рассказом по наглядному материалу.

Характер такой беседы значительно меняется с возрастом. В младших классах она строится на самых простых вопросах, выводы формулируются при непосредственной помощи учителя. Иной характер носит беседа в старших классах: вопросы учитель готовит более сложные, выводы учащиеся формулируют самостоятельно.

Исторические картины выступают и как средство, необычайно усиливающее эмоциональное воздействие повествования, эмоциональное и нравственное значение учебного материала. В большей степени это касается школьников младшего подросткового возраста. Для старших школьников учебная картина далеко не так убедительна и потому не может вызвать у них соответствующих эмоций. Зато в старших классах эмоционально-нравственное значение приобретает привлечение произведений большого искусства, репродукцией с картин великих художников.

Практика школьной работы показывает, что иллюстративный материал, привлекаемый после освоения учебного материала, в ряде случаев открывает возможность для организации активной работы учащихся по применению их знаний к анализу исторической картины.

Организуя самостоятельную работу с историческим иллюстративным материалом педагог стремится научить школьника:
- правильно воспринимать, рассматривать, анализируемый иллюстративный ресурс; - извлекать из него исторические знания;
- использовать иллюстративный материал в своем рассказе и самостоятельно строить рассказ по картине;
- понимать иллюстрацию как исторический источник и как произведение искусства.

Осуществление этих задач имеет большое значение для развития речи, внимания, наблюдательности, творческого воображения, исторического мышления, нравственного и эстетического воспитания школьников, выработки у них ряда ценнейших практических навыков и умений.

Этнографический атлас

Картографический материал играет важную роль в изучении истории. Он представляет собой графическое изображение географических, политических, экономических, социальных и культурных данных, которые помогают учащимся лучше понять исторические события и процессы, происходившие как на территории России, так и на территории родного края.

Карты позволяют визуализировать пространственные аспекты истории, разные периоды времени, другие факторы, которые влияли на развитие страны и региона. Это помогает нам лучше понять причины и последствия исторических событий и их влияние на современное состояние общества. Таким образом, картографический материал является важным инструментом в изучении истории. Он помогает нам лучше понять географические, политические, демографические и экономические аспекты исторических событий, а также анализировать их последствия. Использование карт в учебном процессе позволяет обучающимся более наглядно представить исторические данные и лучше усвоить материал.

Этнографический атлас Липецкой области может играть особую роль в процессе познания общественных процессов региона. Он отражает современную этническую статистику нашего края, демонстрирует ее динамику с 1989 года.

Данные Атласа можно использовать как ресурс для учебного исследования или проектной деятельности. Кроме того, картографический материал Атласа может быть своеобразным кейсом для уроков в старших классах при изучении тем, связанных с традициями народов, населяющими наш край; при формировании компетенций (например, обработка статистической информации), необходимых функционально грамотной личности. Использование картографического материала Атласа имеет ряд преимуществ, которые помогут обучающимся лучше понять и осознать социально-демографические процессы на территории нашего края. К ним относятся:
- визуализация информации (Карты позволяют визуализировать информацию и представить ее в более понятной и наглядной форме. Учащиеся могут видеть географическое положение территории муниципальных районов Липецкой области, их границы, расположение населенных пунктов и другие важные детали. Это помогает им лучше представить себе пространство и общественные события и явления);
- легкость сравнения (использование карт позволяет сравнивать и анализировать изменения. Это помогает учащимся лучше понять демографические процессы и их влияние на современное состояние региона);
- развитие пространственного мышления (изучение картографического материала способствует развитию пространственного мышления у учащихся. Они учатся анализировать и интерпретировать карты, определять масштабы, ориентироваться на них и понимать пространственные отношения. Эти навыки могут быть полезными не только в изучении истории, но и в других областях жизни, таких как география, путешествия и планирование);
- стимуляция интереса и вовлеченности (использование картографического материала может стимулировать интерес и вовлеченность учащихся в процесс обучения. Визуальные элементы и наглядные примеры помогают им лучше усваивать информацию и запоминать ее. Карты могут быть использованы для создания интерактивных заданий, игр и проектов, которые делают познание исторических явлений и процессов более интересным и увлекательным).

Этнографический атлас Липецкой области может использоваться как качественный современный ресурс при изучении регионального компонента в составе учебного курса «История России», в процессе исследовательской деятельности обучающихся.

История Липецкого края

Наш край, как и другие районы страны - неразрывная часть России, а его история входит составным элементом во всероссийскую историю, так как развитие края подчинялось тем же историческим закономерностям, что и развитие страны в целом.

Краеведение -- неотъемлемая частица нашей большой истории. Оно становится на защиту традиций, унаследованных от деда-прадеда, остерегает людей от «манкуртства», амнезии - потери памяти, разрушающей индивидуальную человеческую личность. Напряженная ситуация в межнациональных отношениях, в некоторых регионах страны напрямую связывается сегодня с падением интереса к краеведению как науке, изучающей народы в конкретных историко-культурных зонах.

А между тем историческое краеведение -- один из элементов исторического образования в школе и одна из важных отраслей школьного краеведения. Система, содержание и методика исторического краеведения соответствует общечеловеческим, дидактическим и предметно - методическим принципам и задачам, поставленным педагогической наукой перед общечеловеческими предметами, внеклассной работой и школьным краеведением. Именно историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, аула с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Велика роль исторического краеведения в школе в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, только благодаря этому разделу истории можно воспитать в молодом поколении чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину.

Включение исторического краеведения в систему изучения истории нашей Родины способствует формированию у учащихся доступного понимания и знаний об основных категориях, этапах развития страны. Местный материал дает возможность учителям показать и объяснить учащимся отличия, особенности в исторических явлениях. В историческом краеведении почетное место отводится изучению жизни людей и каждого человека как творца истории. Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам предшествующих поколений и наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

В соответствии с действующими нормативными документами определяются следующие условия изучения регионального компонента:
- преподавание региональной и локальной истории включается в преподавание курса истории России;
- концептуальные основания преподавания региональной истории соотносятся с положениями ФГОС ООО и ФГОС СОО;
- в региональной и локальной истории должны быть определены события, которые соотносятся с событиями российской истории;
- события региональной и локальной истории изучаются на основе многоаспектного (многофакторного) подхода: экономика, взаимоотношения власти и общества, социальная стратификация, общественные представления и повседневная жизнь людей, участие в защите своего Отечества, развитие в регионе науки, образования, духовной и художественной культуры и др.);
- события духовной жизни региона должны излагаться системно;
- наряду с событиями культурной жизни и культурного взаимодействия народов России должны изучаться события культурной жизни и культурное взаимодействие народов в рамках региональной и локальной истории;
- должен быть расширен материал о повседневной жизни жителей региона в различные исторические эпохи.

Таким образом, изучение региональной и локальной истории – необходимая часть исторического образования и патриотического воспитания школьников. Однако существующая нормативно-правовая база не позволяет должным образом выстроить в школе изучение региональной истории в рамках отдельного предмета, отсутствует учебная литература для преподавания исторического краеведения.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что в каждом регионе России сегодня должен иметь место учебно-методический комплект по историческому краеведению. Таковым в Липецкой области является, представленное в историческом кванториуме пособие «История Липецкого края». На базе представленного изложения исторических событий нашего края можно реализовать курс внеурочной деятельности проблемно-исследовательского характера. Школьное краеведение обязательно предполагает непосредственное участие в поисково-исследовательской деятельности как учащихся, так и самого учителя.

Краеведческий принцип изучения истории имеет следующие аспекты:
- педагогическую необходимость систематического обращения к местному материалу в учебно-воспитательной и общественной работе;
- диалектическую взаимосвязь общеисторического и краеведческого материала;
- связь с жизнью;
- изучение сложившихся особенностей развитие края, района, села.

Материал «Истории Липецкого края» может стать основой для формирования представлений учащихся о тех общественных процессах, которые развивались с древних времен на территории современной Липецкой области, а в последствии и побудить интерес учащихся к самостоятельному или под руководством учителя более глубокому исследованию данных процессов.

Краеведческая работа в школе обязательно включает самостоятельный поиск материалов, творческую, изыскательскую деятельность. Учитель прежде всего сам должен владеть исследовательским методом и методикой обучения учащихся элементам исследовательской работы.

Задача школы состоит в том, чтобы, наряду с усвоением необходимой суммы знаний, обеспечить высокое умственное развитие учащихся, вооружить их умением самостоятельно добывать знания.

Для исследовательского метода характерны атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия и творческой мысли. Применяя исследовательский метод, учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Пусть они не сделают новых научных открытий, но они повторят путь, пройденный учеными, наукой.

В ученических исследованиях различаются два вида открытий: субъективный - открытие истины известной обществу, но не известной самому ученику; объективный - открытие нового в науке, имеющего научно- практическое значение.

Исследовательская работа учащихся в области краеведения опирается на личные наблюдения школьниками жизни, труда и быта населения. Она выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность и учит вдумчиво относиться к явлениям жизни. В школе в учебных целях важнее не научные результаты исследования, а образовательно-воспитательное значение исследовательского метода как пути активного познания действительности.

Используя исследовательский метод в краеведении, школьники научатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала. Через краеведение общее становится более конкретным, образным, эмоциональным, осознанным, а конкретное, единичное, местное в свете общего получает свою правильную оценку.

В работе по преподаванию региональной истории и краеведения может использоваться комплексная методика, состоящая из лекционного озвучивания учителем материала, подготовленного на основе содержания «Истории Липецкого края», закрепленного затем в процессе семинара, проектной и исследовательской деятельности учащихся, что способствуют развитию у детей навыков и умений применения полученных знаний на практике. Это подготовка презентаций, докладов по краеведческой тематике, изготовление наглядного материала и др. Особое внимание должно уделяется учителями истории краеведческой составляющей при подготовке к Всероссийским проверочным работам (ВПР). Это предопределено необходимостью знания выдающихся личностей, памятных мест, важных исторических событий, связанных с историей родного края.

На основе пособия «История Липецкого края» учитель истории имеет возможности реализации целей и задач изучения региональной истории:
- приобретение знаний о важнейших событиях истории края в их взаимосвязи и хронологической последовательности, формирование целостного представления о месте и роли Липецкого края в отечественной и всемирной истории;
- овладение умениями и навыками поиска исторической информации, элементарными методами исторического познания;
- применение полученных знаний и представлений для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе на основе принципов ненасилия, толерантного отношения к представителям других народов и государств, для участия в межкультурном взаимодействии;
- развитие у обучающихся навыков исследовательской работы, самостоятельного поиска, умения работы с историческими источниками, что способствует становлению гражданского самосознания, осознанию любви к родной истории, пробуждению патриотических чувств.
На основе содержания «Истории Липецкого края» в изучении региональной истории обеспечивается преобладание:
- приоритета воспитательных целей, акцентирование внимания на ярких и значимых событиях в истории края, достижениях жителей края;
- персонализация истории, внимание к судьбам не только знаменитых земляков, но к истории семей, к повседневной жизни жителей края;
- деятельностный и практикоориентированный подходы преподавания региональной истории;
- личностная направленность обучения.
Изучение истории родного края на основе содержания «Истории Липецкого края» призвано помочь ребенку:
- ощутить свою сопричастность с историей края и через историю края — с историей страны;
- понять ценность исторического и культурного наследия края, необходимость его сохранения;
- успешно интегрироваться в общество, позитивно взаимодействовать с конкретными личностями, группами людей, коллективами;
- оценивать события и деятельность людей на основе категорий морали, нравственности, соответствия принципам гражданского общества.

Народные праздники. Гражданские объекты

Использования этнографического контекста в процессе изучения истории позволит заинтересовывать детей проявлениями этнографической жизни общества согласно их возрастной категории. Необходимо проявлять творческий подход и инициативу в любом деле, касающемся этнографической истории, и тем самым формировать у подростков патриотический настрой.

Задачей педагогов в данном случае является построение учебно-воспитательного процесса, целью которого является формирования национального самосознания, развитие у школьников системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.

Если рассматривать теоретическую составляющую понятия «этнография», то можно сделать вывод о том, что такая наука, как народоведение (этнология или этнография - от греческих этнос - народ, логос - учение, графо - пишу) изучает все народы, населяющие земной шар. В центре внимания этнографии (народоведения, этнологии) находятся такие вопросы, как:
- возникновение народов, или их этногенез;
- история развития народов, или их этническая история;
- характерные черты материальной и духовной культуры этносов (поселения, жилища, пища, одежда, украшения, устное народное творчество (фольклор), народное искусство);
- обычаи, обряды и верования народов и многое другое.

Если проанализировать основные вопросы этнографии, представленные выше, то выясняется, что связь этой науки и с политической, и с экономической, и с культурной историей очевидна, а потому необходимо проявление этнографического контекста в учебном процессе и в частности на уроках истории.

Историческая этнография – это научная дисциплина, которая изучает культуру, обычаи, традиции и образ жизни различных народов и этнических групп в прошлом. Она помогает нам понять, как люди жили, работали, общались и верили в разные исторические периоды. Основная цель исторической этнографии – сохранить историческую память о народах и их культуре, а также изучить их взаимодействие с другими этническими группами и их влияние на формирование исторических событий.

Историческая этнография также помогает нам понять, каким образом культура и обычаи народов менялись со временем. Исследователи изучают различные этапы развития культуры и обычаев, анализируют их изменения и причины этих изменений. Это позволяет нам лучше понять исторические процессы и влияние различных факторов на формирование культуры и обычаев народов.

Историческая этнография также имеет практическое значение. Исследования в этой области помогают сохранить и передать наследие и культуру народов. Исторические этнографы собирают информацию о традициях, ритуалах, ремеслах и других аспектах культуры и обычаев народов, чтобы сохранить их для будущих поколений.

Кроме того, историческая этнография помогает нам лучше понять и уважать различные культуры и обычаи народов. Изучение истории и культуры разных народов позволяет нам расширить свой кругозор, развить толерантность и уважение к различиям. Это особенно важно в современном мире, где мы все более сталкиваемся с разными культурами и обычаями. Таким образом, историческая этнография играет важную роль в изучении культуры и обычаев народов. Она помогает нам лучше понять исторические процессы, сохранить и передать наследие народов, а также развить толерантность и уважение к различиям.

Безусловно, изучение политической, дипломатической, социальной, экономической истории для подростка 11-17 лет, ориентированного на чувственное, а не на рациональное познание, является процессом утомительным и скучным. Ум подростка тяготится конкретным, и конкретные естествознание, ботаника, зоология отходят у него на задний план, уступая место философским вопросам обществознания и истории, происхождению мира, человека и т.п. Точно так же отходит на второй план интерес к обильным историческим конкретным рассказам, трудно даются хронология и исторический анализ. Место их теперь уже всё более и более занимает политика, которой подросток очень интересуется, а, самое главное - учится интерпретировать факты с точки зрения своего субъективного понимания.

Известно, что для взрослеющего формирующегося организма загрузка колоссальным объёмом исторического материала является большой проблемой, поскольку прохождение учебной программы требует от ребёнка владения основными знаниями, умениями и навыками по теме, но этот кропотливый процесс был бы куда более качественен и требовал бы наименьших затрат времени, если бы порой в изучение истории на уроках педагоги «вплетали» этнографические описания. Конечно, этот метод может при прямом рассмотрении показаться проблематичным и сложным, но включение этнографической составляющей не занимает большого количества времени и помогает учащимся легче запоминать исторические события и факты, опираясь в памяти на яркие образы и описания учителя.

Дети более эффективно усваивают материал, когда объяснение учителя, помимо однообразных хронологических и статистических данных, даёт представление о картине, существующей в обществе в указанную эпоху. Не зная о том, что происходило в самом обществе, какие изменения и реформы касались сфер его жизни и развития, учащиеся весьма живо интересуются картиной давно прошедших лет и проявляют завидную настойчивость в изучении того, как жили и что переживали их далёкие предки, причём данный момент интересен им в первую очередь тем, что в этом случае они планируют провести анализ схожести своих чувств и переживаний с их душевными стремлениями и метаниями. Проблема значимости старинных вещей для человека и общества весьма актуальна в настоящее время. Предметы старины мудры и полезны, потому что они тоже часть истории, не торжественной и официальной, а частной – истории наших бабушек и дедушек, в которой можно увидеть их «ежедневную борьбу за существование», их «бытовую смекалку». Предметы далёкой старины действительно помогают нам узнать эпоху наших предков, мир, в котором они жили, и то, какими они были людьми.

В.А. Сухомлинский был прав, утверждая, что «...в каждой человеческой судьбе отразилась судьба народа...». Анализируя такие судьбы, возможно сформировать в сознании детей образ того, что чувствовали далёкие предки, заботились ли и думали ли они о благе своего народа и своей страны, что является прямым путём воспитания патриотизма и гражданской ответственности. Тот факт, что многие родители и некоторые педагоги не осознают в полной мере смысла таких нравственных бесед или хотя бы примеров на эту тематику, является весьма проблематичным, поскольку они сами же и сталкиваются впоследствии с равнодушием и грубостью своих детей, повлиять на которые уже невозможно.

Резюмируя всё вышесказанное, необходимо признать, что все проблемы упираются в одно: без знания истории своей страны и своего народа, без понятия того, что все культуры мира самобытны и нуждаются в уважении, нельзя говорить о развитии нравственности и воспитании патриотизма. В ходе учебного процесса в современных российских школах важнейшим средством решения этой задачи является использование на уроках истории этнографических подробностей в момент объяснения нового материала, в процессе учебных исследований или проектной деятельности. Подробности эти не только благотворно влияют на развитие памяти и речи учащихся, их мотивацию к учению, но и развивают чувство долга к Отечеству, воспитывают нравственность и гражданскую ответственность подростков.

Этнографические материалы, размещенные в контенте исторического кванториума: народные праздники народов Липецкой области, реконструкции женского русского народного костюма, модели и описание романовской игрушки, описания быта и жилища, видео мастер-класса по изготовлению тряпичной куклы могут успешно использоваться педагогами как эффектные элементы уроков истории, а также как основа для проведения курса внеурочной деятельности.

Особую значимость приобретают этнографические материалы, как основа для проведения учебного исследования или проектной деятельности учащихся. В этой связи необходимо отметить некоторые методы исследования в сфере исторической этнографии:
- архивные исследования являются одним из основных методов исторической этнографии. Исследователи изучают документы, письма, дневники и другие исторические источники, чтобы получить информацию о культуре и обычаях народов. Это позволяет им воссоздать историческую картину и понять, как менялись традиции и обычаи со временем;
- полевые исследования являются еще одним важным методом исторической этнографии. Исследователи отправляются на места, где живут народы, чтобы наблюдать и изучать их культуру и обычаи непосредственно. Они проводят интервью с представителями народов, наблюдают за их повседневной жизнью и собирают материалы, такие как фотографии и записи;
- интервью являются важным методом сбора информации в исторической этнографии. Исследователи беседуют с представителями народов, задавая им вопросы о их культуре, традициях и обычаях. Это позволяет получить первоначальные данные и узнать мнение и опыт самих людей;
- антропологические исследования включают изучение физических и культурных характеристик народов. Исследователи анализируют археологические находки, изучают антропологические данные и проводят сравнительные анализы, чтобы понять, как менялись культура и обычаи народов со временем.
Все эти методы исследования помогают историческим этнографам получить глубокое понимание культуры и обычаев народов и воссоздать историческую картину их развития. Соответственно учащиеся, занимающиеся проектной деятельностью с привлечением этнографического компонента, могут получить предпрофессиональные компетенции ученого-этнографа.

При проведении исследовательской деятельности необходимо помнить о некоторых проблемных зонах исторической этнографии, таких как:
- ограниченность источников, т.к. в некоторых случаях, особенно при изучении древних культур, у нас может быть очень мало информации о жизни и обычаях народов. Это затрудняет полное и точное понимание истории и культуры этих народов;
- интерпретация данных также является проблемой в исторической этнографии. Ученые могут иметь разные точки зрения и толкования на одни и те же факты и источники. Это может привести к различным выводам и спорам о правильности интерпретации данных;
- отсутствие полной картины, т.к. мы можем иметь только фрагментарные сведения о жизни и культуре народов прошлого. Это ограничивает наше понимание истории и делает его неполным.

Историческая этнография также подвержена влиянию политических и социальных факторов. Исследования могут быть ограничены или искажены из-за политических или социальных предрассудков. Это может привести к неправильному представлению истории и культуры народов. Историческая этнография – это наука, которая изучает культуру и обычаи народов в историческом контексте и помогает лучше понять прошлое и наследие различных народов, играет важную роль в изучении и сохранении культурного наследия народов.