Известная за пределами Липецкой области усадьба в с. Пальна-Михайловка находится в 20 км к северу от Ельца и расположена на левом притоке Быстрой Сосны р. Пальна, от которой получило своё первое название и само село. Вторая часть носит в себе имя одного из первых владельцев усадьбы - Михаила Перваго. Усадебный комплекс создавался на протяжении начала XIX - начала XX вв. На плане сц. Пальна 1779 г. деревянные усадебные строения его владельца титулярного советника О.А. Перваго показаны на левом берегу р. Пальна. Осип Андреевич состоял в должности дворянского заседателя Елецкого уездного суда в 1779-1781 гг. Здесь же, близ сц. Пальна, владел землями сын О.А. Перваго поручик Василий Осипович, в 1785-1787 г. также состоявший в должности заседателя Елецкого уездного суда. По семейному преданию Стаховичей, В.О. Перваго завещал своему старшему сыну Михаилу правобережную часть имения, получившего название Михайловка, а левую – младшему сыну Алексею, давшему своё имя сельцу с усадьбой на левом берегу Пальны. А.В. Перваго (1789/1790-1873) в юношестве был адъютантом графа А.Г. Орлова-Чесменского, в 1819-1820 гг. он состоял на службе в звании поручика, а стал известен как ученик и корреспондент С.И. Гамалеи, сотрудничавший с журналом «Друг юношества». Похоронен А.В. Перваго в Донском монастыре в Москве.
Сенатский регистратор Михаил Васильевич Перваго (1777/1779-1826) стал основателем дошедшего до нас усадебного комплекса в с. Пальна-Михайловка.. Последние годы своей жизни он провёл в своей усадьбе в с. Пальна. «М.В. Перваго был человек замечательного ума и образования. Будучи богат, он любил садоводство, с большим знанием дела и вкусом сам распланировал огромный сад и парк на 26 дес. Его деревенский дом выстроен по плану знаменитого Витберга, бывшего членом той же масонской ложи. Этот дом был расписан известным итальянским художником Скотти ... Живопись паленского дома была последнею работой Скотти». Михаил Васильевич был женат на Елизавете Михайловне Писемской, от которой имел трёх дочерей, в т.ч. Надежду (1803-1838), вышедшую в 1819 г. замуж за капитана Александра Ивановича Стаховича. По-видимому, после этого на противоположном берегу р. Пальна была заложена новая усадьба, для которой в 1820 г. выстроен деревянный дом, просуществовавший до начала XX в. Вскоре Н.М. Стахович стала владелицей и другой усадьбы Перваго на противоположном берегу Пальны, в которой в то время хозяйничал её дядя Алексей Васильевич. По свидетельству современника, «масон А.В. Перваго, человек очень богатый, передал всё своё имение, взятое в опеку за суровое обращение с крестьянами, в собственность родной своей племяннице Н.М. Стахович, с тем чтобы она выдавала ему ежегодно известную сумму денег на содержание. Надежда Михайловна принадлежала к числу необыкновенных женщин: при твёрдом природном уме, она была отличной хозяйкой, доброй женой и примерной матерью семейства, состоявшего из двух сыновей и одной дочери. В высшей степени скромная и добрая, она не могла слышать равнодушно о чьём-либо горе или нужде и тотчас же спешила утешить или помочь, насколько могла. Стаховичи владели усадьбой в Пальне до 1917 г. Представители этого дворянского рода оставили заметный след в общественно-политической и культурной жизни России середины XIX - начала ХХ вв. В разное время в усадьбе Стаховичей бывали Л.Н. Толстой, И.Е. Репин, Н.Н. Ге, артисты МХАТа и его художественный руководитель К.С. Станиславский, а также другие известные деятели культуры и искусства.
Михаил Алексеевич Стахович, один из последних владельцев паленской усадьбы, находясь в эмиграции, так описывал усадебный комплекс в воспоминаниях «Ушедшее»: «Село Пальна Елецкого уезда Орловской губернии было первоначально родовой вотчиной столбовых дворян Перваго, возводивших свой род к первому конюшему великого князя Василия Тёмного. Имение в три с лишним тысяч десятин делилось на две приблизительно равные части речкой Пальна, впадавшей в Сосну, приток Дона. Дочь Михаила Васильевича, моя прабабка Надежда Михайловна Перваго, вышла замуж в 1819 году за полтавского помещика и артиллерии капитана Александра Ивановича Стаховича, и с этих пор Пальна становится Стаховичевским родным гнездом. Род Стаховичей польского происхождения. В середине ХVII века польский шляхтич Фёдор Стахович вышел в Россию и, вероятно, записался в казаки, потому что сын его Андрей был в 1694 году сотником Городницким. Семейное предание гласит, что когда в гетманы был избран Скоропадский, Пётр Великий обратился к Андрею Стаховичу со словами: «А гетманом-то следовало бы быть тебе»
Старая «Первовская» усадьба находилась на Михайловской стороне. Большой серый деревянный дом с белыми колоннами и зеленой крышей состоял собственно из двух домов: двухэтажного главного здания и другого поменьше, соединённых длинной залой. Постройка была ХVIII столетия, какого-то сложного, полумавританского стиля, с куполами, полукруглыми окнами. Но старина ли сгладила углы, или постиг архитектор какой-то секрет, несмотря на причудливый стиль, это было гармоничное и очень русское целое, типичный до мельчайших подробностей старый барский дом. Комнаты были низкие, не очень светлые и носили еще названия ушедшей эпохи: девичья, сени, диванная. В столовой висели почерневшие фамильные портреты, писанные крепостными. Двери красного дерева с накладными бронзовыми гениями и венками вели в залу. В этой единственной очень светлой комнате в четырнадцать окон, с гравюрами в тоненьких рамах и большими бюстами Щепкина и Садовского, со странным диванчиком в виде латинской буквы S для двух собеседников, сидевших вполоборота друг ко другу, носившим какое-то сентиментальное французское наименование позапрошлого века, со старинным роялем и диваном, и креслами по углам, сосредоточивалась общественная жизнь дома. В биллиардной, куда уединялась мужская молодежь, биллиарду было, верно, за сто лет и сработан он был крепостным столяром. Мне думается, что обстановка дома сохранилась в главных чертах с первовских времён.
Перед главным подъездом дома огромный четырёхугольный двор, окаймлённый приусадебными службами, домами главноуправляющего, управляющего господской конторой, конюшнями, людскими. Посреди был разбит классический палисадник. От двора шла аллея, кончавшаяся двумя белыми кирпичными столбами – башенками. За ними находились хозяйственные строения, скотный и птичий дворы, амбары, гумна. Потом опять два больших белых столба сторожили въезд в усадьбу, а там, дальше, расстилалась необозримая гладь полей с куполами далеких церквей на горизонте. По другую сторону дома высокий балкон-терраса вёл в сад. Обширный и тенистый, с огромными вековыми деревьями, белыми статуями греческих богов и богинь, каменными беседками и памятником Пушкину, он спускался к нашей веселой, извивавшейся среди плакучих ив на речке Пальне; слева, постепенно переходя в парк, выходил на нагорную лужайку Симакино с чудесным видом на Алексеевскую сторону, а справа замыкался плодовым садом с оранжереями и грунтовыми сараями. С той стороны реки, за небольшой лужайкой, симметрично подымался склон нашего старого сада, с такими же вековыми пихтами, дубами и липами, и оба дома, старый дедушкин и наш, молодой, переглядывались через речку и море зелени. И это не просто банальное выражение. Когда, стоя на балконе своей комнаты, я глядел на «ту сторону», эта кудрявая, живая и весёлая, с бесконечным разнообразием оттенков зеленая ширь всегда напоминала мне волнующееся море. А слева на третьем холме, «на том боку», по паленскому жаргону, у опушки дубового бора Выруба высился ещё один дом с красно-синим флагом на четырёхугольной башне, дом дяди Саши, второго брата моего отца. Эти три усадьбы, три ипостаси Пальны, и составляли наше родовое гнездо. В 1907 году по невыясненной причине прелестный старый дедушкин дом сгорел дотла.
На его месте выстроили новый, каменный, причём из пиетета постарались придать ему вид прежнего. Но это уже было не то. Наш дом был выстроен на том самом месте, где некогда Василий Осипович Перваго начал возводить какие-то палаты к проезду Екатерины. Императрица, однако, изменила свой маршрут, и здание никогда не было завершено. Все планы нового дома были набросаны матерью; вся его внутренняя отделка, вплоть до мельчайших подробностей обстановки, была делом её труда, забот и вкуса. Он был кирпичный, сливочного цвета, в чисто английском стиле, с выступающими, треугольными фронтонами, пучками высоких труб. Комнаты были большие, очень высокие, выкрашенные светлой масляной краской; сквозь многостворчатые окна лился свет; лестницы были белые, коридоры широкие; обилие света и воздуха должно было благотворно действовать на душу и здоровье детей. В убранстве его не было ничего случайного; все было продумано тщательно и с любовью; во всем проглядывал культурный и точный вкус моей матери. На своих путешествиях, в музеях, из альбомов и специальных журналов она зарисовала всё, что поражало её и могло пригодиться для её нового дома. И у нас можно было найти и большие, до потолка, голландские печи их бело-синих расписных изразцов, и резные двери светлого дуба, точное воспроизведение какого-то флорентийского церковного портала, и глубокий камин в столовой, заимствованный из нюрнбергского дома Альбрехта Дюрера. Эта столовая со своими выдававшимися полукругом высокими окнами, прикрытыми toiles de Genes, с тёмными балками потолка, колоннами и аркой морёного дуба, с тяжёлыми петровскими стульями, со старыми дельфтами и блестящей медной английской посудой на дубовых поставцах была по своим размерам и сочетанию красок одной из самых красивых комнат, которые мне приходилось видеть. Очень привлекательна была и моя комната, огромная и светлая, с голубыми стенами и белыми колоннами. Это был красивый, бодрый, радостный дом; ему недоставало только прелести старины.
Вообще весь склад тогдашней паленской жизни в старом доме кажется мне осколком того патриархального, старозаветного русского помещичьего быта, который так часто описывался в нашей литературе. Пожилые, почтенные горничные, мелко семенившие ногами, и молоденькие девушки, резво шнырявшие по полутемным лестницам, старая ключница в платочке, бородатый степенный ключник, бритые буфетчики в длиннополых сюртуках и нитяных перчатках, - всё это напоминало крепостное время, да некоторые из них и были ещё когда-то крепостными. Дед Александр Александрович был крупным помещиком. Первоначально он владел тринадцатью имениями в различных центральных губерниях, но ещё при жизни раздал часть своих земель сыновьям. Он был хорошим хозяином, любил и понимал хозяйство, но в то время, что я его помню, его страстью и главным интересом жизни были лошади. И хотя Пальна лежала в самой хлебородной чернозёмной полосе России, и большая часть находилась под пашней, характерный тон паленской картины давали не скирды и амбары, не гумно и молотилка, а конный завод. Прямо против нашего дома, сквозь деревья и живую изгородь виднелся белый каменный городок. Главное здание с греческим портиком и медальонами с гипсовыми лошадиными головами на стенах, круглый манеж и ряд длинных, низких строений под красной крышей, немного облупившихся, но крепких, коренастых; конюшни, лошадиная больница, целый лабиринт дворов; дальше кузница, варки, дома наездников и конюхов. Это наш паленский конный завод, один из старейших и известнейших в России. Выводили орловских рысаков, но были и чистокровные английские скакуны. Завод был большой, несколько сот лошадей, но точное число их нам было неизвестно. Дедушка не любил, когда его об этом спрашивали, и всегда отнекивался незнанием, боялся сглазить.
Дедушка прожил долгую жизнь и на своем веку часто сталкивался с большими людьми. Ему было что, и он умел рассказывать. Когда он был молодым лейб-гусаром, у него как-то захромала лошадь; ему подвели чужую, и когда он справился, кто на ней раньше ездил, ответили: «Поручик Лермонтов». Он издал свои интересные воспоминания о театральной жизни в России, охватывающие три четверти века… Когда я описываю Пальну, я вижу старое русое дворянское гнездо и вдруг с ужасом вспоминаю, что от него не осталось и следа, что все эти даровитые, умные, красивые или просто хорошие люди трагически погибли и только несколько полустариков, разбросанных по всему свету, помнят их ещё. Это была талантливая, культурная семья, дружная и спаянная, дерево, крепко вросшее в родную землю».
Стаховичи – малороссийский дворянский род, происходивший от Андрея Стаховича, бывшего в 1691 г. сотником городницким в Черниговском полку. Род Стаховичей внесён в дворянские родословные книги Полтавской, Черниговской, Московской, Оренбургской, Пензенской и Орловской губерний. Первый Стахович на Елецкой земле – Александр Иванович (1794-1871) – в службу вступил в 1807 г. юнкером в л-гв. Артиллерийскую бригаду, в 1810 г. – подпоручик 18-ой артиллерийской бригады, в 1812 г. – поручик, с 1819 г. – в отставке в чине капитана. А.И. Стахович участвовал в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах русской армии 1813-1814 гг., за что был награждён орденами св. Анны IV ст., св. Владимира IV ст., св. Анны II ст. По разделу с братьями в 1821 г. он получил часть родового имения в Роменском уезде Полтавской губернии, из которого часть крестьян перевёл на купленную им землю в Елецком уезде. Всероссийскую известность Пальна-Михайловка приобрела в связи с хозяйственной, общественной и культурной деятельностью первых уроженцев Пальны – братьев Михаила Александровича (1820-1858) и Александра Александровича (1830-1913) Стаховичей. Михаил Александрович пользовался наибольшей популярностью как поэт и драматург демократического направления, писатель, музыкант-теоретик, фольклорист, краевед и общественный деятель.
М.А. Стахович родился в Пальне и сначала воспитывался дома, затем учился в орловской гимназии, а в середине 1830-х гг. был отвезён в Москву, где, готовясь к поступлению в университет, брал частные уроки у видного слависта О.М. Бодянского. С 1837 г. по 1841 г. Стахович учился на словесном отделении философского факультета Московского университета. В студенческие годы он интересовался историей, литературой, музыкой; тогда же познакомился и затем сблизился со славянофилами И.В. Киреевским и А.С. Хомяковым. Окончив университет, Стахович возвратился в Пальну. В 1844 г. на несколько лет он уехал за границу, побывал в Италии, Швейцарии, но особенно долго прожил в Германии, где изучал философию, переводил стихи Гете и Гейне, а также усердно занимался музыкой– в течение года брал уроки теории музыки в Дрездене. В Германии Стахович женился (впоследствии, вернувшись в Россию, он развёлся с женой и сошёлся с крестьянской девушкой, племянницей своего бурмистра). 26 октября 1858 г. жизнь Стаховича трагически оборвалась: он был убит своим бурмистром и письмоводителем, видимо с целью ограбления. Личность М.А. Стаховича в широких общественных и культурных кругах России получает особое признание в 1850-х гг. в связи с подготовкой отмены крепостного права. Его борьба за освобождение крестьян с землёй, первые практические шаги в этом отношении, горячее выражение сочувствия крестьянству в художественном творчестве, гуманность и благородство способствовали, несмотря на сопротивление губернских властей, его единодушному избранию елецким уездным предводителем дворянства во время Крымской войны 1853-1856 гг. Это был ещё невиданный в России случай избрания сравнительно молодого человека, к тому же демократических взглядов, на высокую общественную должность.
Сложившиеся в Пальне-Михайловке духовные и хозяйственные традиции были продолжены его младшим братом Александром Александровичем. А.А. Стахович – выпускник Николаевского кавалерийского училища, в службе с 1848 г., вышел в отставку с военной службы в чине полковника л.-гв. Гусарского полка в 1874 г. В 1879 г. – действительный статский советник, с 1881 г. - шталмейстер Двора Е.И.В., один из крупных коннозаводчиков в России. Хозяйственная деятельность А.А. Стаховича в его имении была оценена современниками по достоинству, включившими описание его хозяйства в специальное издание: «Имение при сельце Пальна … Хозяйство ведётся управляющим. Всей земли в имении 2 592 3/4 дес., из коих пахотной – 1 670 дес., сенокосной – 246 3/4 дес., под лесом – 604 дес., под прудами, речками, дорогами, неудобной – 72 дес. Имение состоит из четырёх хуторов. Полеводство: хозяйство ведётся по трёхпольной системе. При Александре Александровиче Стаховиче усадебный дом в Пальне помимо известности как центр образцового хозяйства получил всероссийский резонанс как своеобразный центр культуры и общественно-просветительской деятельности. Сохранилось любопытно предание, как в молодости на одном из смотров на Марсовом поле в Петербурге А.А. Стахович ехал на белой породистой лошади М.Ю. Лермонтова. Будучи прекрасным чтецом и страстным театралом, он самому Н.В. Гоголю читал его «Женитьбу» и «Ревизора», дружил с М.С. Щепкиным. Более 50 лет находился в дружбе и семейном общении с Л.Н. Толстым, постоянно посещал Ясную Поляну, начиная с 1856 г., когда ему был подарен Толстым экземпляр «Военных рассказов» с подписью: «Любезному и истинно симпатичному А.А. Стаховичу. От автора (надпись с любезностью). Ясная Поляна». Книга находится в семейном архиве в Париже. Дружеские отношения с Толстым год от года крепли. После гибели брата А.А. Стахович передал Толстому по его просьбе сюжет повести «Холстомер», задуманный М.А. Стаховичем, о чём Толстой сообщил при её издании в 1886 г.: «Посвящается памяти М.А. Стаховича. Сюжет был задуман М.А. Стаховичем, автором «Ночного» и «Наездники», и передан автору А.А. Стаховичем».
Под впечатлением артистического чтения Стаховичем пьес Гоголя и Островского в Ясной Поляне в октябре 1886 г. Л.Н. Толстой в три недели написал «Власть тьмы», о чём сказал ему: «Вашим чтением вы расшевелили меня. После вас я написал драму... Или я давно не писал для театра. Или действительно вышло чудо, чудо!» После её чтения Стаховичем при царском дворе Александра III было получено разрешение на её постановку, которую ранее цензура запретила. Стахович был редкостным знатоком театра и автором подробных записок о петербургско-московском театральном мире. В «Клочках воспоминаний» автор большое внимание уделяет пьесам старшего брата М.А. Стаховича в связи с их постановками, начиная с первых проб самого автора в исполнении елецкими любителями, а затем знаменитыми русскими актерами в Ельце, Воронеже, Петербурге и Москве. В августе 2001 г. в с. Становое Липецкой области был открыт памятник Михаилу Александровичу Стаховичу. Александр Александрович, как и его брат Михаил, заботился о благосостоянии своих крестьян, для которых построил школу, больницу и родильный дом. В своей усадьбе Пальна он поставил в парке памятник А.С. Пушкину: бюст на гранитном пьедестале. В революцию 1917 г. памятник Пушкину был разрушен, но к 200-летию поэта правнуки А.А. Стаховича восстановили его изваяние, выполненное скульптором Н.А. Кравченко и торжественно открыли в мае 2000 г. возле паленской школы18. В семье Стаховичей воспитывались поколения активных деятелей на поприще культурной и общественной жизни России. Сыновья А.А. Стаховича прославились каждый на избранном пути.
Алексей Александрович Стахович (1856-1919) окончил Николаевское кавалерийское училище, служил в л-гв. Кавалергардском полку, вышел в отставку после русско-японской войны 1904-1905 гг. в чине генерал-майора, был членом Императорского яхт-клуба. Женат был на Марии Петровне Васильчиковой (1862-1912). Как и его отец, А.А. Стахович был страстным театралом, одним из учредителей и директоров МХТа, последние годы его жизни, тоже оборвавшейся трагически, были отданы сцене: генерал, он предпочел быть актёром, а после 1917 г. вплоть до своей смерти возглавлял вторую студию МХТа. Именно он унаследовал усадьбу в Пальне, где неоднократно гостили артисты театра вместе с К.С. Станиславским. Впервые это произошло в 1902 г. при подготовке спектакля «Власть тьмы» с целью изучения деревенского быта, речи будущих героев и сбора театрального реквизита, о чём Станиславский написал в книге «Моя жизнь в искусстве». Второй раз он побывал в Пальне-Михайловке в 1916 г. Именно тогда он назвал её «очаровательной красавицей». В музее театра имеются портреты А.А. Стаховича, принадлежащие кисти В.А. Серова.
Второй сын А.А. Стаховича, тоже Александр Александрович (1858-1915), также окончил Николаевское кавалерийское училище, служил в л-гв. Гусарском полку, затем в 1891-1895 гг. был земским начальником в Елецком уезде. После выхода в отставку избирался в 1895-1904 гг. елецким предводителем дворянства. Будучи наиболее либеральным членом семьи, много трудился над учреждением школ и библиотек в Елецком уезде, стал строителем. А.А. Стахович активно сотрудничал в русской прессе, не исключая и местной, отдельными изданиями публиковал работы по вопросам школьного обучения, особенно в сельской приходской школе. Многие его методические рекомендации объясняющего чтения, наглядности преподавания, подготовки крестьянской молодежи к работе в родных местах, его борьба с низкопробной, но распространенной лубочной книгой, в чём он был сподвижником Л.Н. Толстого, -– все эти проблемы были не только актуальными для своего времени, но опередили его и не устарели сегодня.
Третий сын - Михаил Александрович (1861-1923) - был всероссийски известным общественным деятелем: членом Государственного Совета и дипломатом. Он окончил в 1882 г. курс Императорского училища правоведения, после чего служил следователем и товарищем прокурора в Ковенской губернии, в 1892-1895 гг. избирался предводителем дворянства Елецкого уезда, а в 1895-1907 гг. - орловским губернским предводителем дворянства. М.А. Стахович был членом I и II Государственных дум, входя во фракцию «Партии мирного обновления». С 1907 г. был членом Государственного Совета по выбору, был камергером Двора Е.И.В. и председателем совета Общества Толстовского музея. В 1917 г. был назначен Временным правительством генерал-губернатором Финляндии, а в сентябре 1917 г. – послом России в Испании. На Родину он больше не вернулся, поселившись на юге Франции, где и скончался. Похоронен М.А. Стахович-младший в Париже, на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа по соседству с могилой И.А. Бунина.
Последними Стаховичами, родившимися в России и воспитывавшимися в Пальне, являются дети двух старших сыновей Александра Александровича 1-го. У Алексея Александровича Стаховича были сын Михаил и дочь Евгения; у Александра Александровича 2-го - двое сыновей-близнецов - Александр и Георгий, а также три дочери – София, Ирина и Ольга. И хотя вторую половину жизни им суждено провести на чужбине, каждый из них оставил след в истории страны. Михаил Алексеевич воспитал в своих детях чувство русского патриотизма. Они сохранили русскую речь и стали частыми гостями в России, Ельце и Пальне. В годы перестройки старший сын Алексей Михайлович (р. 1919 г.) на восьмом десятке лет возглавлял немецкую миссию Красного Креста в Москве, распределяя гуманитарную помощь, которую систематически доставлял в елецкий Красный Крест и в Пальну-Михайловку младший сын Михаил Михайлович (р. 1921 г.), окончательно вернувшийся в 2005 году в Россию и живший в с. Становое до своей смерти в 2016 году. В настоящее время от усадебного комплекса Стаховичей в с. Пальна-Михайловка сохранились памятники архитектуры федерального значения: главный дом, т.н. «дом актёра», церковь усыпальница Михаила Архангела, парк, мост через овраг в парке, а также выявленные объекты культурного наследия «школа кружевниц», дом управляющего, «дом охотника» и хозяйственные постройки.
Сама усадьба расположена на краю с. Пальна-Михайловка, а её многочисленные постройки раскинулись на двух берегах небольшой и извилистой р. Пальна. Располагаясь на обширной территории, усадьба не имеет чётких и выраженных границ, сливаясь с природным окружением, небольшими массивами леса и пашней. Особенностью усадьбы является её живописное размещение в природной среде, использование естественного ландшафта долины реки как основы композиции. Её главные постройки четырьмя отдельными группами с интервалом 0,5-1 км расположены вдоль бровки берега р. Пальна по контуру небольших лесных массивов, а службы и хозпостройки отнесены на периферию усадебной территории. Главный дом усадьбы расположен в северо-западной части усадьбы у бровки залесённого правого склона р. Пальна Он построен в 1910 г. на фундаменте левого корпуса сгоревшего в 1907 г. деревянного дома, сооружённого в 1820 г. по проекту архитектора А.Л. Витберга (1787-1855). Каменный дом полностью воспроизводил планировку и архитектурное оформление своего утраченного предшественника. Южный фасад П-образного дома акцентирован двумя ризалитами, фланкированными двумя четырехколонными портиками тосканского ордера, увенчанными треугольными фронтонами. Центральная часть фасада на уровне первого этажа порезана дверным и двумя прямоугольными оконными проемами, на уровне второго этажа - трёхчастным полуциркульным окномлюнетом, по центру которого прорезана балконная дверь (ограждение балкона утрачено). Композиция северного фасада включает в себя полуциркульный в плане объём двухъярусной колоннады открытого эркера-лоджии, к которому примыкают на уровне первого этажа два четырёхколонных портика тосканского ордера на высоких цокольных подиумах. На уровне второго этажа боковые участки северного фасада прорезаны полуциркульными окнами люнетами, обработанными веерным рустом, левое окно заложено. После пожара в 1941 г., после которого сохранились лишь стены, дом в конце 1940-х – начале 1950-х гг. был восстановлен с сохранением внешней отделки, но уже с новой внутренней планировкой. Рядом с домом сохранились два деревянных здания служб XIX в.
«Дом актера» - двухэтажное кирпичное здание, построенное во второй половине XIX в. в стилевых формах эклектики с использованием планировочного и композиционного принципов и элементов декора английской псевдоготики. Он расположен в северо-восточной части усадьбы у бровки залесённого левого берега р. Пальна и у внешней кромки лесного массива, бывшего небольшого парка. Главным юго-западным фасадом дом ориентирован в сторону реки и главного дома усадьбы.
Церковь-усыпальница Архистратига Михаила. Заказчиком её был тогдашний владелец усадьбы, находившийся уже в почтенных летах, Александр Александрович Стахович (1830-1915). Храм - яркий образец ампирной архитектуры, с первого взгляда вызывающий в памяти знаменитый мавзолей графов Орловых в Отраде-Семёновском, который был спроектирован Доменико Жилярди в 1832 г. и выстроен к 1835 г. Храм-мавзолей Стаховичей был возведён только в 1895 г., а в 1893 г. корректировался и утверждался его проект. Домовая усадебная церковь-усыпальница Михаила Архангела не является повторением проекта Жилярди его современниками, но к нему сознательно обращено внимание Стаховичей спустя шестьдесят лет, во времена, когда ампир давно стал историей.
Объём церкви представляет собой двухъярусную ротонду с примыкающим к ней с запада прямоугольным в плане объёмом притвора, решённого как четырёхколонный портик дорического ордера в антах, увенчанного треугольным фронтоном, обработанного мутулами. Дорический фриз расчленён триглифами. Ротонда храма по периметру обработана сплошным рустом, прорезана прямоугольными, с полуциркульным завершением оконными проёмами, декорированными архивольтами. Ротонда светового барабана прорезана по сторонам света полуциркульными оконными проёмами. Карниз светового барабана обработан модульонами. Здание храма - один из лучших на территории Липецкой области образцов культового зодчества в чистых стилевых формах позднего классицизма.
Парк, заложенный и распланированный ещё М.В. Перваго, расположен на правом берегу р. Пальна. Начинается он от главного дома и спускается к реке. С западной стороны он ограничен домом и другими постройками, с южной – дорогой, с восточной – руслом реки, на северной стороне постепенно переходит в естественный лес. В прошлом небольшой парк имел пейзажный тип планировки, обусловленный рельефом местности, в настоящее время, в основном, утраченный. С главным домом парк связан вытянутой в сторону реки поляной. Сейчас по склону берега с трудом просматриваются пешеходные грунтовые дорожки, идущие от поляны к реке и вдоль берега. Когда-то у берега в северной части парка находилась купальня. Парковый облик насаждений практически утрачен. Кроме того, на территории усадьбы сохранилось ещё ряд зданий, входивших в начале XX в. в комплекс из трёх усадеб семьи Стаховичей. Это т.н. «Дом охотника», построенный в конце XIX – начале XX вв. и являвшийся службой третьего, утраченного усадебного дома. Небольшой двухэтажный объём «г»-образного в плане здания решён в псевдоготическом стиле и ранее главным фасадом был обращён к утраченному усадебному дому. «Приют-школа кружевниц» - трёхэтажное кирпичное здание, построенное в конце XIX в. в стиле эклектики. Расположено на правом берегу р. Пальна в северной части д. Морская и главным юго-западным фасадом ориентировано в сторону дороги, идущей от села к усадьбе.
Также от усадебного комплекса сохранились кирпичный «дом управляющего», остатки винокуренного завода конца XIX в. с кирпичной трубой, водонапорная кирпичная башня, остатки мельницы XIX в.